модуль МЗСАП
Для судового электрооборудования катера «Сириус-» был разработан модуль МЗСАП (модуль защиты стартового аккумулятора и приборов). Этот модуль работает совместно с дистанционным выключателем «массы» и предназначен для интеллектуальной развязки аккумуляторов,а также для защиты панели приборов от внезапного превышения напряжения в бортовой сети судна, вызванного, например, неисправностью генератора двигателя или неправильно подобранного внешнего зарядного устройства для аккумуляторов(на стоянке).
Для организации согласованной работы электропотребителей и аккумуляторных батарей(их две на катере), на судне установлено три дистанционных выключателя массы», управляемых одной клавишей и блоком МЗСАП. Два дистанционных выключателя установлены рядом с аккумуляторами и служат для отключения АКБ в случае транспортировки судна по суше или длительной стоянки, тем самым предотвращая возможные утечки тока и обеспечивая противопожарную безопасность согласно ПУЭ. Третий дистанционный выключатель служит для интеллектуальной развязки аккумуляторов и защиты панели приборов от перенапряжения.
Алгоритм работы МЗСАП следующий: судоводитель, поднявшись на катер, включает двухпозиционным выключателем (без фиксации) сразу два аккумулятора (стартерный и функциональный). Стартерный АКБ служит исключительно для заводки двигателя и резерва на нештатные ситуации. Функциональный АКБ – для обеспечения работы панели приборов и оборудования (эхолот, радиостанция, картплоттер и т.д.).
Далее, после включения зажигания и заводки двигателя, если напряжение бортовой сети достигло 13,6 вольт, модуль МЗСАП автоматически подключает функциональный аккумулятор к стартерному, запараллеливая их. В случае, если напряжение сети упало ниже 13,5 вольт и этот режим сохраняется более 30 сек., то модуль «развязывает» аккумуляторы. Развязка может происходить как во время работы двигателя, так и во время остановки.
В случае длительной стоянки судна или сильной просадке напряжения аккумуляторов,пре-
дусмотрена возможность принудительного подключения развязки-для этого достаточно нажать клавишу включения и держать 5 сек –аккумуляторы гальванически свяжутся и на клавише заморгает красный светодиод с частотой 2.5сек,указывая на «принудительный» режим.Если напряжение бортсети достигнет значения 13.6v(заводка двигателя или внешнее зарядное устройство),то модуль МЗСАП в течение 30сек проверяет постоянство этого уровня напряжения и переводит систему в штатный режим.В течении тестовых 30-ти секунд светодиод заморгает чаще- 1 раз в 1сек.
Блок МЗСАП также предназначен для защиты панели приборов и оборудования от нештатного превышения напряжения до уровня 17.5v и более .Если это напряжение появилось и держится более 15сек,то блок даёт сигнал на отключение(развязку) функционального АКБ и,тем самым,спасает приборы и оборудование от поломки.