Сравнение физико-механических свойств эпоксидного композиционного материала производства фирмы ООО «Эволюшн Моторс» с различными металлическими материалами.
В таблице 1 приведены физико-механические характеристики композиционного материала изготовленного ООО «Эволюшн Моторс». Испытания проводились лабораторией неметаллических материалов ОАО «НПП «Звезда».
Таблица 1.
Физико-механические характеристики композиционного материала изготовленного ООО «Эволюшн Моторс».
Наименование показателя |
Величина показателя |
Метод измерения |
Плотность материала, г/см3 |
1,72 |
ГОСТ 15139-69 |
Прочность при разрыве, МПа |
277 |
ГОСТ 11262-80 |
Модуль упругости при растяжении, МПа |
5,1*103 |
ГОСТ 9550-81 |
Разрушающее изгибающее напряжение, МПа |
155 |
ГОСТ 4648-71 |
Ударная вязкость по Шарпи, кДж/м2 |
172 |
ГОСТ 4647-80 |
В таблице 2 приведены физико-механические характеристики различных металлических материалов из справочника авиационных материалов [1].
Таблица 2 Физико-механических показателей различных материалов.
Наименование показателя
|
Наименование материала
|
Сталь 3
|
Сталь 45
|
Дуралюмин Д16
|
Алюминиево-магниевый сплав АМг6
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
Плотность материала, г/см3
|
7,8
|
7,8
|
2,8
|
2,6
|
Допускаемое напряжение при растяжении (статическая нагрузка), МПа
|
125
|
200
|
270
|
147
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
Модуль нормальной упругости, МПа
|
210*103
|
200*103
|
6,8*103
|
6,9*103
|
Допускаемое напряжение при изгибе (статическая нагрузка), МПа
|
140
|
240
|
270
|
147
|
Ударная вязкость, кДж/м2
|
784
|
882
|
230
|
392
|
При указанных в таблице 2 значениях допускаемых напряжений в материале не происходит значительных деформаций, способных разрушить конструкцию. Значения в таблице 1 получены при разрушении материала, поэтому для корректного сравнения необходимо учитывать коэффициент запаса прочности. Если этот коэффициент равен 2 (нагрузки, возникающие в материале в 2 раза меньше, чем максимально возможные), то значения прочности и напряжения при изгибе необходимо уменьшить в 2 раза и полученные цифры сравнивать со значениями таблицы 2. Таким образом можно составить сравнительную таблицу.
Таблица 3 Сравнение физико-механических показателей различных материалов
Показатель |
Материал |
Ст 3 |
Ст 45 |
Д16 |
АМг6 |
Композит |
Плотность материала, г/см3 |
7,8 |
7,8 |
2,8 |
2,6 |
1,72 |
Допускаемое напряжение при растяжении, МПа |
125 |
200 |
270 |
147 |
138,5 |
Модуль нормальной упругости, МПа |
210*103 |
200*103 |
6,8*103 |
6,9*103 |
5,1*103 |
Допускаемое напряжение при изгибе, МПа |
140 |
240 |
270 |
147 |
77,5 |
Ударная вязкость, кДж/м2 |
784 |
882 |
230 |
392 |
172 |
По величине допускаемого напряжения при растяжении композит близок к показателям стали 3 и алюминиевого сплава АМг6, при этом легче в 4,5 и 1,5 раза соответственно. Но чистое растяжение характерно для канатов, а для корпусных конструкций наиболее характерной нагрузкой является изгиб.При изгибе в любом сечении конструкции возникают одновременно растяжение и сжатие. Для пластичных материалов (алюминиевые, медные сплавы и пр.) допускаемое напряжение при обоих видах воздействий одинаково, поэтому допускаемые напряжение при изгибе и растяжении равны для этих материалов. По величине допускаемого напряжения при изгибе композит почти в 2 раза проигрывает стали 3 и сплаву АМг6. Если взять равнопрочные балки из этих трех материалов, то стальная балка будет тяжелее композитной в 2,5 раза, но композитная будет тяжелее, чем балка из АМг6 в 1,25 раза. Модуль упругости это величина характеризующая жесткость материала. Значение для композита близко к значениям для алюминиевых сплавов, но практически в 40 раз проигрывают сталям. Ударная вязкость характеризует устойчивость материала к воздействию ударной нагрузки, по сути, хрупкость материала. Ударная вязкость композита в 0,5 меньше, чем у Д16 и в 2 раза меньше чем у АМг6. Для сталей этот показатель гораздо больше. Таким образом, можно сказать, что в качестве конструкционного материала для судостроения представленный композит близок по своим характеристикам к алюминиевым конструкционным сплавам. По жесткости и сопротивлению удару композит значительно проигрывает сталям, но гораздо легче.
[1] – сведения из справочника в 9 томах «Авиационные материалы», изд. МАП. ВИАМ – 1975 г.